Я тут подумал, что первые попытки мышления письмом, о котором так много говорится в учебнике «Введение в системное мышление», случаются еще в школе. Только там они называются «Изложение», «Пересказ» или «Эссе».
При чтении этих слов у вас не возникло легкого (или сильного) раздражения?) У меня — немного да. Это пример, когда за формой потеряли суть.
В результате у всех, кто проходит через среднюю школу (95% населения), во взрослом возрасте мысль о том, что надо что-то написать, вызывает подсознательную фантомную боль, привитую той самой «русичкой» или «сочинением» по очередной неинтересной книге.
Почему так произошло? И как жить дальше? Давайте разбираться.
Юра, мы все прописали
В школе эссе / изложение воспринималось как неизбежная повинность. Но цель изложений — ресинтез усвоенной информации через внутреннее проговаривание и внешнее написание.
Это прокси к экзокортексу, размышлению, интеллекту, увеличению количества качественных рабочих продуктов мышления. Но об этом не было сказано. И могли бы усвоиться такие концепции в голове у школьника? Кажется, что да.
Чтобы снизить объем получаемой боли от написания изложений (и cover letter на работу во взрослой жизни), людьми были придуманы фреймворки и лайфхаки, упрощающие процедуру написания: готовые структуры, ГДЗ, примеры абзацев и тд (справедливости ради — в случае экзаменов и дефицита времени фреймворки, действительно, помогают).
Роль Учителя
В западно-европейской школе, где возникли первые Университеты, концепция Учителя подразумевала человека-деятеля. Человека, который помимо преподавания ведет собственную научную / исследовательскую деятельность (в дополнение к другим ролям Деятеля).
Вследствие чего Учитель сам много работает с информацией и систематизирует / сжимает ее мышлением письмом (написанием эссе / заметок / статей / исследований).
И логично, что человек, практикующий на регулярной основе некую технологию, может гораздо лучше и эффективнее обучить этой технологии других.
Но в силу требований государства, общества и мира количество таких учителей-деятелей постепенно сокращалось. «Стране» стали нужны преподаватели-станочники, которым уровень жизненного мастерства не позволял освоить прикладную дисциплину глубже, чем того требовала сама эта дисциплина.
Как следствие, преподаватели в школах сами не понимают, зачем НА САМОМ ДЕЛЕ писать изложения. Они заставляют (страхом плохой оценки, неуспеваемости и прочими манипуляциями) учеников писать, потому что учителей так же заставляет система образования.
Одно непонимание накладывается на другое. На выходе из школы вместе с аттестатом ученики получают острую фантомную боль к любой последующей письменной деятельности.
Карго-культ «изложений»
Мы годами сидим за партами, с умным видом берем ручку и бумагу, что-то даже пишем, но вот только умнее / богаче (с точки зрения количества и качества идей) как-то не становимся.
Кажется, что единственный путь «обеления» эссе / изложения лежит через осознание на персональном уровне полезности практики Мышления письмом и систематическое ее соблюдение (хотя бы 1-2 помидорки в день).
Что делать
Спустя время, мыслящий человек-деятель заметит позитивные результаты от этой практики. В виде рабочих продуктов (заметок / статей), собранности и уменьшения хаоса в своей голове.
В общем, надо учиться заново (≈переучиваться, что сложнее) писать эссе / изложения. Но уже с пониманием истинной цели этой практики.