Как в Школах нас отучают думать письмом

Как школы отучивают нас думать письмом

Я тут подумал, что первые попытки мышления письмом, о котором так много говорится в учебнике «Введение в системное мышление», случаются еще в школе. Только там они называются «Изложение», «Пересказ» или «Эссе». 

При чтении этих слов у вас не возникло легкого (или сильного) раздражения?) У меня — немного да. Это пример, когда за формой потеряли суть. 

В результате у всех, кто проходит через среднюю школу (95% населения), во взрослом возрасте мысль о том, что надо что-то написать, вызывает подсознательную фантомную боль, привитую той самой «русичкой» или «сочинением» по очередной неинтересной книге. 

Почему так произошло? И как жить дальше? Давайте разбираться. 

Юра, мы все прописали

В школе эссе / изложение воспринималось как неизбежная повинность. Но цель изложений — ресинтез усвоенной информации через внутреннее проговаривание и внешнее написание. 

Это прокси к экзокортексу, размышлению, интеллекту, увеличению количества качественных рабочих продуктов мышления. Но об этом не было сказано. И могли бы усвоиться такие концепции в голове у школьника? Кажется, что да.

Чтобы снизить объем получаемой боли от написания изложений (и cover letter на работу во взрослой жизни), людьми были придуманы фреймворки и лайфхаки, упрощающие процедуру написания: готовые структуры, ГДЗ, примеры абзацев и тд (справедливости ради — в случае экзаменов и дефицита времени фреймворки, действительно, помогают). 

Роль Учителя

В западно-европейской школе, где возникли первые Университеты, концепция Учителя подразумевала человека-деятеля. Человека, который помимо преподавания ведет собственную научную / исследовательскую деятельность (в дополнение к другим ролям Деятеля). 

Вследствие чего Учитель сам много работает с информацией и систематизирует / сжимает ее мышлением письмом (написанием эссе / заметок / статей / исследований). 

И логично, что человек, практикующий на регулярной основе некую технологию, может гораздо лучше и эффективнее обучить этой технологии других. 

Но в силу требований государства, общества и мира количество таких учителей-деятелей постепенно сокращалось. «Стране» стали нужны преподаватели-станочники, которым уровень жизненного мастерства не позволял освоить прикладную дисциплину глубже, чем того требовала сама эта дисциплина. 

Как следствие, преподаватели в школах сами не понимают, зачем НА САМОМ ДЕЛЕ писать изложения. Они заставляют (страхом плохой оценки, неуспеваемости и прочими манипуляциями) учеников писать, потому что  учителей так же заставляет система образования.

Одно непонимание накладывается на другое. На выходе из школы вместе с аттестатом ученики получают острую фантомную боль к любой последующей письменной деятельности.   

Карго-культ «изложений»

Мы годами сидим за партами, с умным видом берем ручку и бумагу, что-то даже пишем, но вот только умнее / богаче (с точки зрения количества и качества идей) как-то не становимся.

Кажется, что единственный путь «обеления» эссе / изложения лежит через осознание на персональном уровне полезности практики Мышления письмом и систематическое ее соблюдение (хотя бы 1-2 помидорки в день). 

Что делать

Спустя время, мыслящий человек-деятель заметит позитивные результаты от этой практики. В виде рабочих продуктов (заметок / статей), собранности и уменьшения хаоса в своей голове. 

В общем, надо учиться заново (≈переучиваться, что сложнее) писать эссе / изложения. Но уже с пониманием истинной цели этой практики. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: