Изучая учебник «Введение в Системное Мышление» и ведя активные дискуссии на звонках, услышал утверждение, которое срезонировало: каждого (в том числе себя самого) можно описать через модель «человек-платформа». Где платформа — это совокупность функциональных узлов или Ролей. Но как определить эти Роли, да еще и понять какие в них Практики и Рабочие Продукты?
Два бриллианта
По моему опыту работы в рекламе, вспомнился фреймворк Double Diamond, который мы командой использовали для генерации креативных идей. Принцип простой: два цикла расширения и сужения. Zoom Out, Zoom In.
Я попробовал адаптировать Double Diamond (DD) для Системного Мышления, применительно к работе с Неудовлетворенностями, Ролями и Практикам. Цель: список Неудовлетворенностей, Ролей, Практик, которые органично описывают меня как систему «человек-платформа».
Получилась такая схема (дапростят технари несоблюдение координат):
DD на первом этапе напоминает «Мозговой Штурм». Генерируем большое количество идей и концепций. Перекладывая на рельсы Системного Мышления: на основе неудовлетворенностей и желаний мы генерируем столько Ролей, сколько получится (+докидываем туда что уже есть на данный момент).
Второй этап: фильтр. Надеваем шапку реалиста и отбрасываем совсем уж фантастические варианты (фантастические по бюджету, сложности, адекватности). Перекладывая на рельсы Системного Мышления: убираем те Роли, которые не соответствуют нашей Этике / Принципам. Достигнуть желаний / закрыть неудовлетворенности можно различными вариантами. Оставляем только те варианты / Роли, с которыми комфортно самим.
Третий этап: «Мозговой штурм» по тому что осталось, но больше в детали. На примере рекламной индустрии — на этом этапе расписываем конкретные форматы рекламы, тексты, сценарий, макеты и т. д. Перекладывая на рельсы Системного Мышления: генерируем Практики, Рабочие Продукты для оставшихся с предыдущего этапа Ролей.
Четвертый этап: фильтр по ресурсам. В рекламной индустрии приземляем средне — проработанные идеи на те ресурсы, которыми располагаем (обычно, от значительной части приходится отказываться или переделывать). Приземляя на рельсы Системного Мышления: оставляем те Практики и Рабочие продукты, которые можем себе позволить с точки зрения финансов, времени, энергии. Например: чтобы научиться маркетингу можно поступить в INSEAD за ≈100k$ в год, а можно организовать аналитику и продвижение мероприятия для НКО.
Выводы
Double Diamond — это даже не фреймворк, а цикл.
Периодичность прохода по нему — раз в квартал / полгода. Очень похоже на стратегирование (по крайней мере как я его понимаю на момент написания поста): тут и роль Предпринимателя (определяем неудовлетворенности и способы их устранения), Инженера по требованиям (описываем роли и практики, которые понадобятся, чтобы достичь конечного результата), Менеджера (отсекаем и приоритезируем только то, что возможно в реальности).
И налицо движение (слева направо) по уровням внимания: от Жизненного (неудовлетворенности) до Моментально (практики и рабочие продукты). Сюда же можно добавить фреймворк 6 Шляп Мышления, но, лично мне, он кажется перегруженным. Системное Мышление как-то понятней и больше применимо к реальной жизни